Ощущение Европы

За границей побывать мне в мои неполных пятьдесят лет уже доводилось однажды. В конце 70-х по профсоюзной путевке я отдыхал в Болгарии. На инструктаже в комитете КПСС (хотя я никогда не был коммунистом) ответственный товарищ среди прочих наставлений - как себя вести за кордоном, - предостерегал от излишнего проявления эмоций. Не удивляйся, мол, вслух при местных жителях и иностранцах их достижениям, и не сравнивай, что у них там лучше, чем у нас. Легко сказать... На деле оказалось - от сравнений удержаться невозможно, они приходят непроизвольно и впечатления чаще всего оказывались сильнее партийных инструкций. Вспоминая этот забавный эпизод, я все же намерен рассказывать о своем втором путешествии по Европе, придерживаясь золотой средины -  не срываться на самобичевание, но и не пропустить того хорошего, что хотелось бы видеть в моей стране.

Маршрут

Конструируя автобусный тур Париж-Бенилюкс, московская туристическая фирма «DSBW-tours-Континент», судя по всему, стремилась максимально совместить две важнейшие для российского туриста составляющие - привлекательность посещаемых городов и стоимость тура. На мой взгляд, эту задачу фирме удалось выполнить. $400 за то, чтобы проехать пол-Европы, с ночевками в современных отелях – это уже не те затраты, на которые не могут решиться обеспеченные россияне. Их правда пока не так много, но со мной в группе ехали совсем не новые русские богачи. Близко мы не знакомились, но в одном купе до Бреста со мной ехали трое москвичей, супруги инженерные работники какой-то иностранной фирмы, и пенсионерка. В автобусе сзади меня сидели тоже два брата студенческого возраста из Казани. Сбоку сидел какой-то научный сотрудник с женой и взрослым сыном, лет двадцати двух, тоже москвичи. Он все строил из себя знатока живописи и всю дорогу пытался изображать фломастерами в школьной тетради для рисования какие-то дорожные зарисовки. А основную часть нашей группы, мне показалось, составляли мелкие предприниматели, то есть торговцы, коих сегодня в России великое множество.  Недорогие автобусные путешествия становятся все более популярными. В народе их метко окрестили «галопом по европам», и в ходе повествования станет понятно - почему.
Группа туристов из 40 человек 26 сентября собралась на Белорусском вокзале за час до отправления скорого поезда «Москва -Брест». Ночь в вагоне, предутренняя посадка в комфортабельный немецкий автобус «Неоплан» на привокзальной площади Бреста и через час мы уже на контрольно-пропускном пункте белорусско-польской границы. Правда, по дороге, еще в темноте, успели залить баки дешевым горючим - дальше топливо будет значительно дороже.
И вот граница. То, что случалось видеть по телевизору, пришлось испытать самим. Пять часов утомительного ожидания в длинной колонне желающих проехать "на ту сторону", произвели гнетущее впечатление. Возле автобуса собралась кучка местных белорусов, предлагают напитки, включая горилку и закуски. Все втридорога, знают бестии, что деньги у всех есть. Туалет с дырками в бетонном полу стоит метрах в пятидесяти от дороги в кустах. На этой тропке наблюдается постоянное движение. Кое кто предпочитает углубиться в заросли. Заполнение деклараций, демонстрация своих физиономий сначала белорусским, потом польским погранцам. К полудню пригрело солнышко - в салоне становится жарко. Очень много в Польшу едут местных жителей по специальным визам. Там они закупают сельхозпродукты в небольших количествах, оказывается в Польше лук, морковь, подсолнечное масло значительно дешевле, чем в Беларуси. Вот из-за этих челноков, в основном и образуется, по утрам длиннющая очередь на КПП. Но все когда-нибудь кончается, даже плохое. Тем веселей было оказаться на просторе. Пограничники (и белорусы и поляки) пропустили нас без рытья в сумках, только физиономии сверили на предмет соответствия их паспортам. Впереди только ровная, как, стрела польская дорога, которая приведет нас в Париж.

Польша

Первые впечатления от заграницы - пока только от постсоциалистической Польши.
Даже такой стремительный бросок через всю страну (за двенадцать часов от Бреста до Хельмштедта) дает хоть и чисто визуальное, но все же довольно внятное представление о ее ландшафте. Польша - крестьянская страна. На всем протяжении до немецкой границы сплошь мелкие, аккуратно нарезанные клочки земли, засеянные по желанию владельца самыми разнообразными культурами, или засаженные садами. Меня особенно покорили яблоки. Темно-красные, огромные и очень вкусные, на низкорослых, чуть выше человека, яблонях. На каждом участке стоит дом хозяина, очень напоминающий коттеджи зажиточных россиян. У каждого фермера -  мини-трактор, автомобиль. Возле дома никаких грядок - только газоны и цветочные клумбы.
Варшаву проехали без остановок – внешне город мало чем отличается от  российских городов – та же архитектура, те же «хрущобы», и даже единственная высотка – подарок Сталина польской столице – напоминает о Москве и недавнем социалистическом братстве. А вот российские машины на дорогах Польши - уже большая редкость, не говоря уже о более дальних частях Европы.
Путь через  Польшу (около 900 километров) занял гораздо больше времени, чем это было предусмотрено графиком. Дороги там хоть и ровные, но сравнительно узкие, днем сильно не разгонишься. В результате торчания в двух пробках к германской границе мы прибыли с большим опозданием и упали на долгожданные кровати отеля в Хельмштедте только в два часа ночи.

Дороги

Дороги - особая тема для автобусных туристов. Проехать по скоростным европейским трассам две тысячи километров (Польша, где автобанов нет, - не в счет) в комфортабельном автобусе - уже впечатляющее событие. Рискну даже предположить, что без таких дорог автобусные туры из России вряд ли были возможны. Обычная картина - которую я наблюдал через  правое окно  автобуса при обгоне грузовой фуры - водитель на скорости около 100 км/час левой рукой пошевеливает руль а в правой держит чашечку кофе. В Германии, там где дорога проходит вблизи деревни, она изолирована высокими деревянными сплошными заборами для звукоизоляции. Туристам это, естественно, не нравится, мешает любоваться природой. И уже в некоторых особо живописных местах такие заборы сделаны из стекла!
Полотно дороги часто пролегает по виадукам, соединяющим соседствующие высоты. Едешь по ним – будто летишь, такие захватывающие виды открываются внизу. Конец сентября - начало октября - там еще лето, желтизны на деревьях почти нет, а зелень травы для нашего российского взгляда кажется неестественной, как в мультфильме. Среди прочих достоинств европейских дорог русских туристов поразила также забота о диких животных. Мостовые переходы через дорогу, усаженные искусственными деревьями, призваны сохранить пути естественной миграции зверей. И самое интересное, что звери по этим мостам ходят!
На дорогах очень много грузовиков - этих вагонов на резиновом ходу, а среди легковых машин преобладают малолитражки, джипы там - большая редкость.
Несмотря на наличие в автобусе туалета я не замечал, чтобы кто-то им пользовался. Все заправочные станции на европейских дорогах имеют полный сервис для проезжающих - магазин, кафе со всеми удобствами, правда удобства как правило, платные.

Амстердам

А вот и первый город, готовый познакомиться с нами поближе - Амстердам. Мы в Нидерландах. На всю Северную Венецию, как называют иногда столицу этой сказочной страны, у нас всего шесть часов. Маловато. Но и за это время при желании можно увидеть многое. Экскурсия на сыроварню и фабрику обработки алмазов, прогулка по городским каналам на катере, и еще останется полтора часа, чтобы побродить по тесным кварталам, включая и знаменитые "Красные фонари".
Но все по порядку. Сыроварня самая обыкновенная, действующая. Представляет из себя обыкновенный частный дом, с дворовыми постройками. Хозяева наловчились не только варить знаменитые на весь мир голландские сыры, но и внедрились на этих сырах в туристический бизнес. Пока хозяйка рассказывает про технологию сыроварения, старшая дочь уже торгует в сувенирной лавке расположенной здесь же сырными головками самых разных размеров, и другой мелочевкой на память, от футболок до кружек, а младшая, лет 15-ти, смотрит, чтобы гости чего-нибудь не стянули. Всем удобно и выгодно. Пока мы находились внутри дома, на дворе моросил мелкий дождь, и все это время возле двери нашего автобуса сидел, загородив проход, жирный голландский котище. Он видимо привык получать от туристов угощения, но от экономных русских ничего не дождался и проводил нас удивленным «мяу».
Фабрика обработки алмазов, (где делают бриллианты) поразила прежде всего тем, что мы не увидели вооруженных до зубов охранников. Может они где-то прятались, но мы прошли в цех, где шлифуются бриллианты, как в обыкновенное кафе. У нас бы выстроили трехступенчатую пропускную систему с просветкой, как в аэропорту. Правда, в помещении, куда нас пригласили для того, чтобы предложить купить бриллиантовые украшения, нас закрыли на замки, а за руками экскурсантов кроме трех телекамер следили еще и три девушки в униформе, понимающие по-русски. Между прочим замечу, что кто-то из наших женщин что-то покупал, нам пришлось дожидаться их возле выхода за чашечкой кофе, которой фабрика угостила нас бесплатно. Мелочь, но приятно.

Наш гид и нянька на время путешествия Наталья Волкова обратила внимание своих подопечных на самую выдающуюся черту характера жителей Нидерландов - толерантность. Действительно, по части терпимости к человеческим слабостям, подчас самым странным, амстердамцы превзошли Европу всю. К примеру, вот это: с наступлением темноты толпы туристов со всех концов света устремляются в узкие улочки квартала «красных фонарей», чтобы поглазеть на проституток, открыто предлагающих свой "товар" прямо из витрин «приемных». Нас, бывших советских, эта достопримечательность особенно впечатлила, жаль пользоваться фото- и видеоаппаратурой не удалось. Это дело нам сразу отсоветовали - могут камеру разбить, да и лицо тоже. Я обратил внимание, полиции в форме на этих улочках нет совсем, но на каждом углу стоят, покуривая, молодые парни. Туристы заходят к девочкам, замечено точно. Есть желающие оставить и такую память о знаменитом городе. Но скорее всего это не русские.
Еще одна особенность местного менталитета – незашторенные окна как в квартирах, так и в офисах. Занавески есть, но их не закрывают, выставляют свою жизнь напоказ, нам, мол, скрывать нечего.
Ну и конечно - велосипеды. Их в городе великое множество, по большей части старых и ржавых. Они пристегнуты цепями и шлангами к столбам, перилам и оградам, но... все равно их воруют и перепродают. Последний факт почему-то с нескрываемым удовлетворением был воспринят нашими туристами.
А еще Амстердам знаменит тем, что здесь «косячок» выкурить не сложнее, чем выпить чашечку кофе. Причем, специальные курильни даже так и называются – «кофе-шоп». Но ни кофе, ни пирожных вы здесь не получите – вот гашиш и марихуана, наркотики растительного происхождения, это пожалуйста. Но если владелец такого шопа будет замечен в продаже героина или кокаина, закрытие заведения последует незамедлительно. На площади Дам, где мы ожидали своего автобуса (в центре города стоянка запрещена), ко мне дважды подходили негры и предлагали кокаин и, почему-то, виагру.
В Нидерландах узаконены однополые браки, это общеизвестно, но неверно представление о том, что там это явление воспринимается населением, как норма. Сам видел, как над ужимками парочки геев, в обнимку шествующих по улице, укатывались местные жители - для них это тоже экзотика, хотя и не такая яркая, как для нас.

Невозвращенец

Не стану определять, что повлияло на решение Магомета из Назрани стать невозвращенцем – развеселый и беззаботный Амстердам пленил его своими шумными улицами, или он заранее готовился к этому шагу, но после ночевки в бельгийском отеле его место в автобусе осталось свободным. Кавказец испарился ночью и "до свидания" никому не сказал. Никаких особых последствий на дальнейший маршрут группы это событие не оказало, поулыбались - Магомет, мол, пошел к горе - и поехали в Антверпен. Кто-то в шутку даже позавидовал беглецу, но последовать его примеру никто не решился. Есть подозрения, что Магомет вовсе не мирный ингуш, а замаскировавшийся чеченский боевик, и в Бельгии его ждали единомышленники. С этим туристом связан еще один интересный эпизод. Во время первого ночного размещения в немецком отеле водители нашего автобуса выставили на площадь перед отелем две сумки Магомеда, уверенные, что все заберут свои вещи в номер. Утром, позавтракав за шведским столом, Магомет не без удивления увидел, как его багаж, сиротливо стоящий у входа в отель, старательно огибают отъезжающие автомобили. Сумки простояли на улице всю ночь!

Бельгия

После голландской пешей "разминки" - вновь 150-километровый переезд. Ну, да это уже мелочь по сравнению с пройденным. Наш путь - в Бельгию. На границе теперь уже не останавливаемся – они между государствами Европейского Союза – прозрачные. Ночевка в отеле уже более полноценная, времени отоспаться предостаточно, и утреннее знакомство с Антверпеном проходит в бодром настроении.
Высадились на пирсе, расположенном вдоль берега реки Шельды. Порт на Северном море встретил нас небольшим дождичком, который вскоре прекратился, чем обрадовал всех, кто не прихватил с собой зонтов. Посещений музеев здесь для нас не предусмотрено, только внешний осмотр достопримечательностей. Пешая, опять же, экскурсия по центру самого богатого города страны началась от пирса организованно, а затем все разбились на вольные группы, которые шлялись по брусчатке древних улочек, кому куда вздумается. Я беспрестанно щелкал фотокамерой, лишь изредка прислушиваясь к нашей Наталье. Все равно, запомнить все невозможно, а узнать о городе можно и через Интернет. К назначенному времени возле автобуса собрались все, никто не заблудился. А в два часа дня наш автобус уже пробирался по узким улицам к центру столицы Бельгии - Брюсселя. Проехали мимо штаб-квартиры НАТО на окраине города, я даже успел сфотографировать ее, но качество снимка плохое.
После посещения фабрики кружев вся группа на два часа с небольшим была предоставлена сама себе. Кто-то бросился в музеи, взглянуть на полотна знаменитых художников, а кто-то  смешался с разношерстной массой праздных туристов со всего мира, как поступили мы с москвичом Валентином Ранцевым. Мы углубились в центр города до собора в готическом стиле (не помню, как называется) рядом с Гранд-плас, это где ежегодно устраиваются праздники цветов. Там зашли в кафе, выпили по две кружки пива с солеными орешками и двинулись назад. По пути мы зашли в кондитерский магазин и Валентин купил коробку шоколадных конфет, говорят брюссельский шоколад - лучший в мире. Я ничего не купил, но напомнил продавщице слово «дегустация», и она нас поняла, угостила конфеткой обоих. Шоколад в Брюсселе, действительно, вкусный, но московский, по-моему, ничуть не хуже. Затем Валя приобрел для своего сына галстук за 900 рублей. Мы зашли в галстучный магазин и Валя говорит (он чуть-чуть по-английски умеет) ринувшимся к нам продавщицам, найдите мне галстук с гитарой. Ему тут же нашли три вида. Еще мы купили в магазине сувениров оловянных «писающих мальчиков» и двинулись к месту сбора. Красивейшие города в Бельгии. Конечно, мы  все понимали, что увиденное нами не есть реальная жизнь европейских столиц. Средневековые дома, улицы, площади, причудливая архитектура дворцов, витрины магазинов – это все красивая оболочка, предоставленная на потребу туристам за довольно внушительную плату. Но ведь это им и нужно – они хотят смотреть и удивляться. И здесь туристы из бывшего СССР, открывающие для себя такую близкую и такую далекую Европу, оказываются в наиболее выгодном положении – Европа нас удивляет буквально на каждом шагу, мы как дети восхищаемся тому, на что немецкий турист и внимания не обратит. Покидали Бельгию ближе к вечеру в том же хорошем настроении, еще бы – столько уже увидели, а предстоит увидеть еще больше – впереди нас ждет пуп Земли – Париж.

 Париж

К Парижу подъезжали в темноте. На встречной полосе то и дело возникали пробки - в пятничный вечер парижане спешили покинуть город, как будто хотели освободить его для надоедливых туристов, армады которых ежедневно атакуют город со всех сторон. Когда меня сегодня спрашивают, какие они - парижане, я не могу уверенно сказать даже, что видел их. Во время прогулок и экскурсий меня окружали одни туристы, причем довольно часто слышалась русская речь. Наш экскурсовод  Наталья предложила немного изменить график и начать знакомство со Парижем немедленно, еще до вселения в отель, ночной прогулкой по Сене. Туристы помоложе с радостью восприняли это предложение, но более прагматичное пожилое поколение возроптало. Пришлось отложить это удовольствие на субботний вечер.
Не могу сказать, что ступив на парижскую брусчатку, я исполнил свою мечту. Просто потому, что такого рода мыслей и в голове никогда не держал. Сложное чувство охватывает российского провинциала в Париже, хотя чувства - область сугубо индивидуальная. Ощущается запредельность момента и, в то же время, понимаешь, что мостовая под ногами настоящая, к историческим зданиям можно прикоснуться, подержать в руках шершавый лист парижского каштана. Если не принимать во внимание последствия, можно даже на Лувре написать фломастером что-нибудь, типа «Здесь был Вася». Помня о своей бестолковой прогулке по Эрмитажу, в галереи Лувра не пошел, просто прогулялся с фотоаппаратом по внутреннему двору. По парижским картинным галереям есть смысл бродить, если вы большой ценитель изобразительного искусства и в вашем распоряжении недели две. А имея всего два дня, нужно смотреть город, стирать свою обувь о его улицы, площади, чтобы потом сдать туфли в краеведческий музей: «Они ходили по Парижу».

Метро

Можно спуститься в метро, но вовсе не обязательно - ничего там хорошего нет. Кстати, ожидая поезда в  не очень опрятной парижской подземке, мне пришла в голову простая мысль. Если  московское метро по общему признанию - лучшее в мире, то почему мы не можем поднять и другие сферы нашей жизни на европейский уровень? Метро с Париже похоже на орский трамвай. С одной платформы можно уехать в двух-трех направлениях, в том числе и туда, куда тебе совсем не надо, что и произошло со мной. Интервалы между поездами тоже как у орских трамваев, а вовсе не 2 минуты, как Москве. Да и стоимость проезда на наши деньги вовсе не московская - около 30 рублей за одну поездку. Зато в вагоне можно попасть на бесплатный концерт, как повезло мне. Расположившись посреди вагона с электрогитарой, микрофоном и колонками развлекал ночных пассажиров темнокожий парень. На гитаре он творил чудеса, и будь я немного побогаче, не пожалел бы для него 10 франков.

Как я заблудился

Пока я плутал по подземке, время ушло за полночь. Я вышел на своей станции и пошел в том направлении, где по моим представлениям должен быть наш отель «Соверен» («Souvergn»). Я почему то был уверен, что наша высотка будет видна с этой улицы. Однако я шел дальше и дальше, а отеля все не видно. Чувствуя, что заблудился, вернулся назад  и попытался еще раз. Сноав атот же результат. Постоял возле карты района у станции метро. Ничего не понял. На улице уже почти нет прохожих. Смотрю два поддатеньких француза бредут, беседуют, один другого видимо провожает. Я к ним: так мол и так месье, сильвупле, отель Соверен. Они мне как то неуверенно показали направление, как потом оказалось, правильно, но я им не поверил, думаю пьяные, что с них взять. Спросил у мужика, который почти в час ночи выгуливал собаку. Он тоже показал жестами туда же,  а я и этому не поверил. Но лучше всего мне втолковал не француз, а китаец. Парень уже убирал с улицы столики выносного кафе. Я подошел к нему с тем же вопросом. Он узнал, что я русский, пошел в помещение, принес ручку с листком, и подробно нарисовал, как идти и где поворачивать. Да еще на прощание посоветовал крепче держаться за сумку, здесь мол, могут и ограбить. По дороге мне еще попался мальчик на велосипеде, который помог мне быстрее сориентироваться. Через двадцать минут я уже был в своем номере. Шел второй час ночи. В общем, спасибо китайцу, благодаря ему я избежал ночевки на пустынной и холодной парижской улице.

Мелочи жизни

Исторические памятники и роскошь дворцов не так поражают, как некоторые мелочи, ставшие для парижан нормой. Вид взрослых людей, катающихся по бульвару на самокатах, способен вызвать у россиян оцепенение. Стеклянная телефонная будка, в которой кроме телефонного справочника лежит карандаш с блокнотом и наушники для звукоизоляции от городского шума - это для нас тоже невероятные вещи.
Но есть и другие явления, в которых уже туристы из европейских стран представляются русским наивными детьми. На узкой улочке, поднимающейся к собору Сакре-Кёр на Монмартре, мы видели сразу четыре стола, за которыми с увлечением работали «наперсточники» при полном попустительстве полиции. Вместо колпачков с поролоновым шариком у парижских мошенников в руках три черных резиновых пятачка, на одном из которых снизу приклеен белый диск меньшего размера. Доверчивые европейские лохи с готовностью выкладывают франки за этот, как им кажется, забавный аттракцион.

Цены

О чем надо обязательно сказать тому, кто захочет посетить Париж, так это о ценах. Среднего достатка турист здесь изначально должен подавить в себе желание покупать что-либо кроме скромных сувениров. Цены в Париже не просто высокие - они бешеные. Поэтому русскому туристу больше недели задерживаться не рекомендуется. Можно без труда отворачиваться от манящих магазинных витрин, но пешие прогулки нагоняют такой аппетит, что пройти равнодушно мимо многочисленных уличных лотков с едой становится невозможно - голод не тетка и в Париже. Если вы не хотите заплатить 68 франков (260 рублей) за обед в «макдональдсе» (в кафе еще дороже), то извольте выложить 24 франка (около 100 рублей) за не очень большой бутерброд с ветчиной и сыром. Правда наши туристы, зная о парижской дороговизне, запасаются провизией, но расходов все равно не избежать, не пойдешь ведь в Версаль в килькой в кармане. Выход один, суггестивный, забыть о валютном курсе, и внушить себе, что франк - это всего лишь рубль.

Версаль

Однако не все так плохо. Довелось принять от Парижа и добрый, красивый жест, направленный на экономию наших денег. Когда на первое число месяца выпадает воскресенье, Версаль принимает туристов бесплатно. Конечно же мы не можем упустить такой случай сэкономить 40 франков и вместо свободного времени, рассчитанного на прогулку по городу, организованно отправляемся в музейный комплекс Версаль - летнюю резиденцию королей Франции, это пригород Парижа. Оказалось, что на халяву падки не только русские туристы - прибыв на место, мы застали во дворе длиннющую разноязыкую очередь, которая впрочем двигалась довольно бойко и через полчаса мы уже оказались под сводами замка. Вычурную роскошь королевских апартаментов сопровождает совершенно не приличествующий этому блеску клозетный запах, сохранившийся, видимо, в этих стенах с тех еще времен, когда унитазами служили ночные горшки. Зато в отличие от нашего Петродворца здесь не заставляют туристов одевать шлепанцы и не запрещают снимать на фото и ведео-камеры. Приятно и то, что сотрудники Версаля издают красочные сувенирные альбомы с иллюстрациями не только на европейских языках, но теперь и на русском. За такой сувенир и 100 франков не жалко.
 
Башня

Конечно же главный символ Парижа - это Эйфелева башня. На нее ориентирован весь туристический Париж, она неизменны атрибут сувениров, ее тиражируют местные художники, он же маяк для заблудившихся туристов теперь даже в темное время суток. Эта красавица к 2000-му году украшена тысячами лампочек и с наступлением темноты сверкает в ночи как новогодняя елка. Уехать из Парижа, не взглянув на него с высоты Эйфелевой башни, значит обречь себя на пожизненные угрызения совести. На башню можно подняться и пешком, по лестнице, но после такого упражнения вряд ли захочется пойти еще куда-нибудь, поэтому желающих сэкономить немного. До первого и второго уровня можно подняться на фуникулере, а от второго до третьего курсирует вертикальный лифт. Очередь к подъемнику у подножия башни вначале не кажется огромной, так как с помощью железных ограждений хозяева свернули ее в «змейку», но простоять пришлось целых сорок минут. Стояние в такой очереди тоже небесполезно. Это уникальная возможность почувствовать себя равноправным человеком мира. Рядом с нами стояли, насколько это можно было распознать визуально, и китайцы, и американцы, и африканцы, исключительно доброжелательные и взаимно вежливые. Местная негритянская молодежь развлекала очередь тем, что настойчиво старалась впарить туристам сувениры по выгодной для себя цене и демонстрировали полет пластмассовых голубей, которые летали совсем как настоящие голуби мира.
Все разговоры о том, что французы собираются эту башню снести, представляются мне неуместной глупостью. Башня эта - насос, которым Париж выкачивает деньги из карманов туристов. Достаточно сказать, что на Эйфелеву башню ежедневно поднимается больше иностранных туристов, чем бывает в Москве за год. И каждый оставляет здесь в зависимости от высоты подъема 3, 6, или 10 долларов. На третьем уровне разместился еще и мини-ресторанчик, в котором цены на той же высоте, как и сам ресторан.
Финансовый вопрос подсказал нам с приятелем, что второй уровень  (примерно 100 метров) это наиболее подходящая для нас высота. К тому же это наиболее удобная площадка для фотосъемки, ее еще не обтянули сеткой против самоубийц. Погода и время дня были как на заказ, облачное небо с просветами и боковое солнечное освещение - мечта фотолюбителя. Париж в моем альбоме получился весь как на ладони, на все стороны света.

Сена

Прогулка по Сене не теплоходе - это тоже обязательная страничка знакомства с Парижем для любого туриста. Нам повезло - наша турфирма заказала для нас вечернюю прогулку. Осенняя ночь даже в Париже прохладная, оставив куртку в автобусе, я пожалел об этом через несколько минут - тем не менее, около пятисот человек разместились на верхней палубе нашего корабля, обеспечивающей стопроцентный обзор на 360 градусов. Все достопримечательности вдоль Сны освещаются ночью и это придают им особо величественный вид и отпечатывает в памяти. Еще раз мимо проплывают Лувр, Нотр-Дам, сверкающее творение Эйфеля кокетливо поворачивается перед туристами по мере того, как теплоход огибает ее по излучине Сены.
Дорога по левому берегу Сены, уходящая в подземный тоннель. На противоположном берегу - Лувр. В этом тоннеле погибла в автокатастрофе принцесса Диана. Небольшая площадка над тоннелем превращена поклонниками Дианы в мемориал ее памяти. Здесь памятник в виде золоченого факела обклеен ее портретами и исписан фломастерами фанатов. Специально сюда туристов не возят, но показывают это место всем, благо оно находится на пересечении двух дорог.

Монмартр

Русским группам обязательно нужно бывать на Монмартре, так как именно здесь родились «бистро». Сегодня в российских городах все чаще так называют забегаловки. Согласно исторической легенде, которую рассказывают туристам русские гиды на Монмартре,  «быстро, быстро», так торопили русские казаки в 1812 году поваров парижских кафе, не очень-то спешащих кормить победителей. Отсюда открывается великолепная панорама Парижа и, возможно, поэтому здесь любит устраиваться на жительство парижская богема, в том числе и художники, знаменитые и не очень. Простенькая мазня их многочисленных последователей пользуется неизменным успехом у туристов и сегодня. Ценность дешевым акварельным наброскам придает само место написания - Монмартр.

Прощай, Франция

Усталые и немного грустные, мы, по заведенному порядку, покидаем Париж вечером. Навстречу медленно, с остановками, втягивается в город поток машин с парижанами. Похоже, у них настроение не лучше нашего - им завтра на работу. На границе Франции с Люксембургом нам представилась бесплатная возможность еще раз почувствовать прелесть западной демократии. Автобус, полный  жаждущих отоспаться туристов, среди ночи остановили пикетчики из профсоюза транспортников. Они протестовали против тяжелых условий труда водителей, становящихся причиной участившихся аварий на дорогах. К чести России, наши туристы проявили полную солидарность с трудящимися стран Запада и даже помогли им подержать знамена. За это пикетчики сократили время нашего стояния с обязательных 30 минут до 20-ти и еще угостили виноградным сахаром к чаю. На том и расстались.

Люксембург

Переночевав в отеле города Трира, (на родине Карла Маркса, между прочим,) что в 45 километрах от границы с Люксембургом, мы, что называется «на десерт» отправились на экскурсию в столицу этого карликового государства с одноименным названием. Я думаю, турфирма сделала это специально, чтобы сгладить грусть расставания с Парижем. Люксембург город маленький, всего 75 тысяч жителей, но по части красоты он и с Парижем поспорит. Город с более чем тысячелетней историей и сегодня остается живописнейшим уголком Европы.
Центральная часть города расположилась на холме, окруженном двумя ущельями , где теперь тоже раскинулись городские кварталы. Над ними парят старинные и современные мосты, один величественнее и красивее другого. Здесь, как и в Париже, просто рай для художников, и непонятно, почему мы не встретили ни одного. Зато все туристы, кто сумел уберечь хотя бы одну фотопленку от парижских видов, не пожалели об этом. Каждый люксембургский кадр -  это художественная открытка. Кстати, набор таких открыток, купленный в люксембургском магазине обойдется дороже, чем собственноручного изготовления. Печатная продукция в Европе довольно дорога.

Полдня ехали по Германии, затем еще полдня - за окнами мелькали польские огороды. Почти сутки в автобусе с ночевкой в сидячем положении - это утомительно. Хорошо еще, что очередь на белорусской границе среди недели не очень велика и ожидание длилось всего полтора часа. Пограничники на этот раз даже не заметили, что одного туриста в группе не хватает.  Обменивались адресами, телефонами, а затем и отсыпались в ночном экспрессе Брест -Москва. Путешествие по Европе закончилось. Оно останется в фотоальбомах и в памяти туристов навсегда. Да и сам турист из бывшего Союза становится чуточку другим, познакомившись с Европой пусть даже в таком «скачущем» темпе. Уверенность в этом и родила в моей голове предложение нашему правительству -сделать обязательным бесплатное посещение европейской цивилизации если не для всех россиян, то хотя бы для молодого поколения. Мне кажется, экономический эффект от таких экскурсий не заставит себя долго ждать.

Вячеслав Дюндин
 

Hosted by uCoz