ДЕЛО №2-934/2006

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

20 сентября 2006 г.

 

Суд Советского района г. Орска Оренбургской области

в составе:

председательствующего судьи БУЛГАКОВОЙ М.В.,

при секретаре ЮРЬЕВОЙ Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Дюндина Вячеслава Алексеевича об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Дюндин В.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия главы г. Орска Берга Ю.А., указав, что, являясь журналистом газеты "Московский комсомолец в Оренбурге", аккредитованным при администрации г. Орска, он обратился 24.05.2006 г. к главе г. Орска с редакционным/журналистским запросом о предоставлении следующей информации:

1.        Кто является собственником автомобиля госномер «О 173 ОО»?

2.        Если собственником является администрация г. Орска, то за счет какой статьи, и за какую сумму приобретен автомобиль?

3.        Если собственником является иное лицо, то назовите это лицо и, в какую сумму обходится бюджету г. Орска эксплуатация автомобиля?

Запрашиваемая им и редакцией информация не содержит сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В своем ответе от 8.06.2006г. глава г. Орска отказал в предоставлении запрашиваемой информации с нарушением 3-х дневного срока, установленного статьей 40 Закона РФ "О средствах массовой информации" (далее по тексту – "О СМИ"). Полагал, что отказ в предоставлении информации на том основании, что органы местного самоуправления не упоминаются в названном законе, свидетельствует об ограниченном понимании законодательства, поскольку институт органов местного самоуправления появился в связи с принятием в 1993г. Конституции РФ, а Закон РФ "О СМИ" был принят в 1991г. Считал, что бездействие главы города Орска нарушает его право как журналиста на поиск и получение общественно значимой информации, закрепленное ст. 47 Закона РФ "О СМИ", а также его право как гражданина на получение информации, гарантированное ст. 38 указанного Закона. В данном случае в соответствии со ст. 6 ГК РФ применима аналогия закона и права, т.к. на должностных лиц возложены обязанности, аналогичные обязанностям должностных лиц государственных органов, что следует из содержания Закона РФ "Об информации, информатизации, и защите информации". Просил признать отказ мэра грска Берга Ю.А. в предоставлении информации журналисту газеты "Московский комсомолец в Оренбурге" Дюндину В.А. незаконным, данным с нарушением установленных законом сроков, и обязать мэра г. Орска Берга Ю.А. предоставить ему ответ по существу запроса:

1.        Кто является собственником автомобиля госномер «О 173 ОО»?

2.        Если собственником является администрация г. Орска, то за счет какой статьи, и за какую сумму приобретен автомобиль?

3.        Если собственником является иное лицо, то назовите это лицо и, в какую сумму обходится бюджету г. Орска эксплуатация автомобиля?

а также взыскать с Берга Ю.А. в пользу Дюндина В.А. госпошлину в сумме 100 рублей.

Дюндин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и дополнительно суду пояснил, что запрос на имя главы города Орска был подан от имени редакции, и подписан им как журналистом. Редакция юридическим лицом не является, издатель газеты "МК в Оренбурге" – ЗАО "Д АРТ". Он состоит штатным журналистом и редактором Орской вкладки, которая выходит в виде страницы в газете "МК в Оренбурге". Кроме того, является журналистом, аккредитованным при администрации грска. в запросе указывалась цель получения запрашиваемой информации – деятельность администрации г. Орска. Указанным в запросе автомобилем пользуется глава города, поэтому по вопросу расходования бюджетных средств он и обратился с данным запросом. В запросе по ошибке в первом вопросе было пропущено слово "автомобиль". Но исходя из отзыва администрации г. Орска, существо запроса было ей понятно. Обязанность администрации г. Орска в предоставлении информации на редакционный/журналистский запрос вытекает из Конституции РФ, устава г. Орска, действующего законодательства. Поскольку глава города не выполнил эту обязанность, отказ в предоставлении информации следует расценивать как бездействие.

Представитель Администрации г. Орска Курманбаев Ж.С. представляющий ее интересы в лице главы города Берга Ю.А. на основании доверенности от 6.09.2006г. в судебном заседании пояснил, что 25.05.2006г. в адрес Администрации г. Орска поступил редакционный/журналистский запрос от редактора Орской вкладки газеты "Московский комсомолец в Оренбурге" Дюндина В.А. о предоставлении информации в отношении служебного автомобиля главы города. Ссылаясь на ст. 39 Закона РФ "О СМИ", журналист Дюндин В.А. не указал в запросе для каких целей ему необходима запрашиваемая информация. Поскольку журналист Дюндин В.А. указал на право, предоставленное ему ст. 39 Закона РФ "О СМИ", при подготовке и даче ответа на указанный запрос администрации г. Орска также исходила из содержания названной статьи, в которой органы местного самоуправления не упоминаются, государственным органом Администрация г. Орска не является, а запрашиваемая информация не имеет никакого отношения к деятельности государственного органа и его должностных лиц. Исходя из содержания ст. 39 Закона РФ "О СМИ", Администрация г. Орска не считается обязанной исполнять указанный запрос. Если бы журналист Дюндин В.А. в своем запросе сослался на иную норму закона, возможно, что ответ был бы представлен в полном объеме и в сроки, предусмотренные законом. Кроме того, содержащийся в запросе вопрос о собственнике госномера «О 173 ОО»? необходимо было адресовать в МРЭО ГИБДД УВД г. Орска, осуществляющему регистрацию и выдачу государственных номерных знаков на автотранспорт. Данный журналисту Дюндину В.А. ответ не следует считать "отказом в предоставлении информации", который в соответствии со ст. 40 Закона "О СМИ" возможен только в отношении информации, содержащей сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а необходимо рассматривать как ответ без предоставления запрашиваемой информации. Применение аналогии гражданского законодательства в соответствии со ст. 6 ГК РФ, в данном случае недопустимо, т.к. предмет журналистского запроса не относится к информации о деятельности органа местного самоуправления. Автомобиль, имеющий регистрационный знак "О 173 ОО" является служебным автомобилем главы города Орска Берга Ю.А., на балансе администрации не числится, т.к. собственником указанного автомобиля является МУП "Орскстройремзаказчик", у которого Администрация арендует данный автомобиль по договору аренды от 16.02.2006г. и производит арендную плату в сумме 500 рублей ежемесячно с учетом НДС за счет средств бюджета города. Обладателем запрашиваемой информации по первым двум вопросам, т.е. основной части запроса является собственник автомобиля, поэтому за получением информации необходимо было обратиться либо к МУП "Орскстройремзаказчик", либо в МРЭО ГИБДД УВД г. Орска. Ответ Администрации г. Орска от 8.06.2006г. на журналистский запрос Дюндина В.А. соответствует действующему законодательству, исполнен в пределах полномочий главы города Орска. Поскольку ссылка журналиста Дюндина В.А. на нормы Закона "О СМИ" является несостоятельной, следовательно, отсутствуют и доказательства нарушения его прав как журналиста, так и гражданина. Просил в удовылетворении заявления Дюндина В.А. отказать.

Заслушав пояснения заявителя Дюндина В.А., представителя Администрации г. Орска Курманбаева Ж.С.,  исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, 25.05.2006г. в Администрацию г. Орска поступил редакционный/журналистский запрос от 24.05.2006г. на имя главы г. Орска Берга Ю.А., изготовленный на редакционном бланке газеты "Московский комсомолец в Оренбурге", и подписанный редактором Орской вкладки Дюндиным В.А., в котором он просил предоставить  информацию о собственнике автомобиля госномер "О 173 ОО", за счет какой статьи он приобретен, если собственником является администрация г. Орска, либо об ином лице, которому автомобиль принадлежит, а также размере расходов из бюджета г. Орска на эксплуатацию указанного автомобиля. (л.д.29).

8.06.2006г. главой г. Орска на указанный запрос был дан ответ, в котором приведено содержание ст. 39 Закона РФ "О средствах массовой информации" и указано, что к перечисленным в приведенной статье закона органам Администрация г. Орска не относится, так как является не государственным органом, а органом местного самоуправления. (л.д.8,30)

судом установлено, что Дюндин В.А. является журналистом газеты "Московский комсомолец в Оренбурге", аккредитованным при администрации Совете депутатов г. Орска и занимает должность редактора выпуска "МК в Орске".(л.д.6)

Указанные обстоятельства представителем Администрации в судебном заседании не оспаривались.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 №2124-1 в редакции от 27.07.2006г. граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лицосударственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Согласно ст. 39 Закона РФ "О СМИ" редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

В силу ст. 47 Закона РФ "О СМИ" журналист имеет право искать, запрашивать, получать информацию.

Согласно ч.1 ст. 40 Закона РФ "О СМИ" отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

По смыслу приведенных положений ст. 40 названного Закона  отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только в случаях содержания в ней  сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

В связи с этим довод представителя Администрации г. Орска о том, что поскольку запрашиваемая информация не содержит сведений, составляющих охраняемую законом тайну, то ее непредставление нельзя считать отказом, является необоснованным, так как отказ в предоставлении информации и ее непредоставление – равнозначные понятия.

Кроме того, признание представителем Администрации г. Орска того обстоятельства, что запрашиваемая журналистом Дюндиным В.А. не содержит сведений, составляющих государственную или иную тайну, свидетельствует о том, что оснований для отказа в предоставлении запрашиваемой информации не имелось.

В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ч.4, 5 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Реализация данных конституционных гарантий заключается в свободе средств массовой информации распространять информацию и мнения по вопросам общественной значимости и в праве общественности на получение этой информации.

Согласно ст. 12 ФЗ РФ "Об информации, информатизации и защите информации" №24-ФЗ от 20.12.1995г., действовавшего на момент поступления редакционного/журналистского запроса Дюндина В.А., пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам, и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

                В силу ч.1 ст. 13 названного Закона №24-ФЗ от 20.02.1995г. органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод, обязанностей граждан, их безопасности, и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

                В соответствии с ч.1, 4 ст. 8 ФЗ РФ "Об информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006г. №149 ФЗ граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников, при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Не может быть ограничен доступ к ... информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключение сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

                Таким образом, последовательное и системное толкование конституционных положений и федерального законодательства позволяет суду прийти к выводу, что при определении круга субъектов, обязанных предоставлять информацию по запросам редакций СМИ и журналистов следует применять аналогию закона в отношении органов местного самоуправления и признать, что данные органы и их должностные лица наравне с государственными органами и их должностными лицами обязаны предоставлять информацию по вопросам их деятельности.

                Согласно договора на аренду транспортного средства №03-49 от 16.02.2006г. арендодатель МУП "Орскстройремзаказчик" передал в аренду арендатору Администрации г. Орска автомобиль марки TOYOTA LAND CRUISER номерной знак "О 173 ОО 56" зарегистрированный в ГАИ г. Орска. Арендатор производит текущие эксплуатационные расходы (ГСМ) автомобиля за свой счет и обязуется заплатить за аренду автомобиля ежемесячно арендную плату в сумме 500 руб. с учетом НДС. (л.д. 31-32)

                Из справки Отдела бухгалтерского учета и отчетности Администрации г. Орска следует, что оплата по договору аренды транспортного средства №03-49 от 16.02.2006г. производится с лицевого счета МУ "Администрация г. Орска" "содержание аппарата Администрации", открытого в финансовом управлении администрации г. Орска. (л.д.34)

                Согласно Уставу г. Орска глава города представляет интересы г. Орска в отношениях с гражданами и организациями, руководит деятельностью администрации грска на принципах единоначалия. (л.д.26-28)

                С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что отказ главы грска в предоставлении информации на запрос журналиста газеты "МК в Оренбурге" Дюндина В.А. является незаконным, поскольку запрашиваемая информация относится к деятельности администрации г. Орска и расходованию бюджетных средств, отказ в предоставлении информации дан с нарушением установленного законом трехдневного срока, и нарушает права журналиста на получение информации.

                Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя следует удовлетворить и обязать главу г. Орска Берга Ю.А. предоставить журналисту  газеты "Московский комсомолец в Оренбурге" Дюндину В.А. ответ по существу на запрос:

1.        Кто является собственником автомобиля госномер «О 173 ОО»?

2.        Если собственником является администрация г. Орска, то за счет какой статьи, и за какую сумму приобретен автомобиль?

3.        Если собственником является иное лицо, то назовите это лицо и, в какую сумму обходится бюджету г. Орска эксплуатация автомобиля?

 

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Учитывая, что Дюндиным В.А. при подаче заявления об оспаривании бездействия должностного лица органа местного самоуправления уплачена госпошлина в сумме согласно квитанции, данные расходы подлежат возмещению ему за счет средств администрации г. Орска, поскольку глава города является должностным лицом  местного самоуправления и выступает от имени муниципального образования.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

Признать отказ главы города Орска Берга Юрия Александровича в предоставлении информации журналисту газеты "Московский комсомолец в Оренбурге" Дюндину В.А. незаконным.

Обязать главу города Орска Берга Ю.А. предоставить журналисту газеты "Московский комсомолец в Оренбурге" Дюндину В.А. ответ по существу на запрос:

 

1.        Кто является собственником автомобиля госномер «О 173 ОО»?

2.        Если собственником является администрация г. Орска, то за счет какой статьи, и за какую сумму приобретен автомобиль?

3.        Если собственником является иное лицо, то назовите это лицо и, в какую сумму обходится бюджету г. Орска эксплуатация автомобиля?

 

Взыскать с Администрации г. Орска в пользу Дюндина Вячеслава Алексеевича судебные расходы в сумме 100 руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

 

Судья: подпись

 

Решение обжаловано в кассационном порядке администрацией г. Орска, оставлено без изменения и вступило в законную силу 08.11.2006г.

 

 

Вот мы и выяснили, кто из нас лучше разбирается в Законодательстве. Признать поражение с хорошим лицом - не каждому дано. Берг поручил это своему первому заместителю.

 

 

Hosted by uCoz