Ощущение Европы

(Заметки туриста)

За границей побывать мне в мои неполных пятьдесят лет уже доводилось однажды. В конце 70-х по профсоюзной путевке я отдыхал в Болгарии. На инструктаже в комитете КПСС (хотя я никогда не был коммунистом) ответственный товарищ среди прочих наставлений - как себя вести за кордоном, - предостерегал от излишнего проявления эмоций. Не удивляйся, мол, вслух при местных жителях и иностранцах их достижениям, и не сравнивай, что у них там лучше, чем у нас. Легко сказать... На деле оказалось - от сравнений удержаться невозможно, они приходят непроизвольно и впечатления чаще всего оказывались сильнее партийных инструкций. Вспоминая этот забавный эпизод, я все же намерен рассказывать о своем втором путешествии по Европе, придерживаясь золотой средины -  не срываться на самобичевание, но и не пропустить того хорошего, что хотелось бы видеть в моей стране.

Маршрут

           Конструируя автобусный тур Париж-Бенилюкс, московская туристическая фирма «DSBW-tours-Континент», судя по всему, стремилась максимально совместить две важнейшие для российского туриста составляющие - привлекательность посещаемых городов и стоимость тура. На мой взгляд, эту задачу фирме удалось выполнить. $400 за то, чтобы проехать пол-Европы, с ночевками в современных отелях – это уже не те затраты, на которые не могут решиться обеспеченные россияне. Их, правда, пока не так много, но со мной в группе ехали совсем не новые русские богачи. Близко мы не знакомились, но в одном купе до Бреста со мной ехали трое москвичей, супруги инженерные работники какой-то иностранной фирмы, и пенсионерка. В автобусе сзади меня сидели тоже два брата студенческого возраста из Казани. Сбоку сидел какой-то научный сотрудник с женой и взрослым сыном, лет двадцати двух, тоже москвичи. Он все строил из себя знатока живописи и всю дорогу пытался изображать фломастерами в школьной тетради для рисования какие-то дорожные зарисовки. А основную часть нашей группы, мне показалось, составляли мелкие предприниматели, то есть торговцы, коих сегодня в России великое множество.  Недорогие автобусные путешествия становятся все более популярными. В народе их метко окрестили «галопом по европам», и в ходе повествования станет понятно - почему.

Вечером 26 сентября 2000 года наша туристическая группа из 40 человек собралась на Белорусском вокзале за час до отправления скорого поезда «Москва -Брест». Ночь в вагоне, предутренняя посадка в комфортабельный немецкий автобус «Неоплан» на привокзальной площади Бреста и через час мы уже на контрольно-пропускном пункте белорусско-польской границы. Правда, по дороге, еще в темноте, успели залить баки дешевым горючим - дальше топливо будет значительно дороже.

И вот граница. То, что случалось видеть по телевизору, пришлось испытать самим. Пять часов утомительного ожидания в длинной колонне желающих проехать «на ту сторону», произвели гнетущее впечатление. Возле автобуса собралась кучка местных белорусов, предлагают напитки, включая горилку и закуски. Все втридорога, знают бестии, что деньги у всех есть. Туалет с дырками в бетонном полу стоит метрах в пятидесяти от дороги в кустах. На этой тропке наблюдается постоянное движение. Кое кто предпочитает углубиться в заросли. Заполнение деклараций, демонстрация своих физиономий сначала белорусским, потом польским погранцам. К полудню пригрело солнышко - в салоне становится жарко. Очень много в Польшу едут местных жителей по специальным визам. Там они закупают сельхозпродукты в небольших количествах, оказывается в Польше лук, морковь, подсолнечное масло значительно дешевле, чем в Беларуси. Вот из-за этих челноков, в основном и образуется, по утрам длиннющая очередь на КПП. Но все когда-нибудь кончается, даже плохое. Тем веселей было оказаться на просторе. Пограничники (и белорусы и поляки) пропустили нас без рытья в сумках, только физиономии сверили на предмет соответствия их паспортам. Впереди только ровная, как, стрела польская дорога, которая приведет нас в Париж.

Польша

Первые впечатления от заграницы - пока только от постсоциалистической Польши. Даже такой стремительный бросок через всю страну (за двенадцать часов от Бреста до Хельмштедта) дает хоть и чисто визуальное, но все же довольно внятное представление о ее ландшафте. Польша - крестьянская страна. На всем протяжении до немецкой границы сплошь мелкие, аккуратно нарезанные клочки земли, засеянные по желанию владельца самыми разнообразными культурами, или засаженные садами. Меня особенно покорили яблоки. Темно-красные, огромные и очень вкусные (покупал на остановках!), на низкорослых, чуть выше человека, яблонях. На каждом участке стоит дом хозяина, очень напоминающий коттеджи зажиточных россиян. У каждого фермера -  мини-трактор, автомобиль. Возле дома никаких грядок - только газоны и цветочные клумбы.
Варшаву проехали без остановок – внешне город мало чем отличается от  российских городов – та же архитектура, те же «хрущобы», и даже единственная высотка – подарок Сталина польской столице – напоминает о Москве и недавнем социалистическом братстве. А вот российские машины на дорогах Польши - уже большая редкость, не говоря уже о более дальних частях Европы.

Путь через  Польшу (около 900 километров) занял гораздо больше времени, чем это было предусмотрено графиком. Дороги там хоть и ровные, но сравнительно узкие, днем сильно не разгонишься. В результате торчания в двух пробках к германской границе мы прибыли с большим опозданием и упали на долгожданные кровати отеля в Хельмштедте только в два часа ночи.

 

Дороги

Дороги - особая тема для автобусных туристов. Проехать по скоростным европейским трассам две тысячи километров (Польша, где автобанов нет, - не в счет) в комфортабельном автобусе - уже впечатляющее событие. Рискну даже предположить, что без таких дорог автобусные туры из России вряд ли были возможны. Обычная картина - которую я наблюдал через  правое окно  автобуса при обгоне грузовой фуры - водитель на скорости около 100 км/час левой рукой пошевеливает руль а в правой держит чашечку кофе. В Германии, там где дорога проходит вблизи деревни, она изолирована высокими деревянными сплошными заборами для звукоизоляции. Туристам это, естественно, не нравится, мешает любоваться природой. И уже в некоторых особо живописных местах такие заборы сделаны из стекла!
Полотно дороги часто пролегает по виадукам, соединяющим соседствующие высоты. Едешь по ним – будто летишь, такие захватывающие виды открываются внизу. Конец сентября - начало октября - там еще лето, желтизны на деревьях почти нет, а зелень травы для нашего российского взгляда кажется неестественной, как в мультфильме. Среди прочих достоинств европейских дорог русских туристов поразила также забота о диких животных. Мостовые переходы через дорогу, усаженные искусственными деревьями, призваны сохранить пути естественной миграции зверей. И самое интересное, что звери по этим мостам ходят!

На дорогах очень много грузовиков - этих вагонов на резиновом ходу, а среди легковых машин преобладают малолитражки, джипы там - большая редкость.
Несмотря на наличие в автобусе туалета я не замечал, чтобы кто-то им пользовался. Все заправочные станции на европейских дорогах имеют полный сервис для проезжающих - магазин, кафе со всеми удобствами, правда удобства как правило, платные.

Амстердам

А вот и первый город, готовый познакомиться с нами поближе - Амстердам. Мы в Нидерландах. На всю Северную Венецию, как называют иногда столицу этой сказочной страны, у нас всего шесть часов. Маловато. Но и за это время при желании можно увидеть многое. Экскурсия на сыроварню и фабрику обработки алмазов, прогулка по городским каналам на катере, и еще останется полтора часа, чтобы побродить по тесным кварталам, включая и знаменитые «Красные фонари».

Но все по порядку. Сыроварня самая обыкновенная, действующая. Представляет из себя обыкновенный частный дом, с дворовыми постройками. Хозяева наловчились не только варить знаменитые на весь мир голландские сыры, но и внедрились на этих сырах в туристический бизнес. Пока хозяйка рассказывает про технологию сыроварения, старшая дочь уже торгует в сувенирной лавке расположенной здесь же сырными головками самых разных размеров, и другой мелочевкой на память, от футболок до кружек, а младшая, лет 15-ти, смотрит, чтобы гости чего-нибудь не стянули. Всем удобно и выгодно. Пока мы находились внутри дома, на дворе моросил мелкий дождь, и все это время возле двери нашего автобуса сидел, загородив проход, жирный голландский котище. Он видимо привык получать от туристов угощения, но от экономных русских ничего не дождался и проводил нас удивленным «мяу».

Фабрика обработки алмазов, (где делают бриллианты) поразила прежде всего тем, что мы не увидели вооруженных до зубов охранников. Может они где-то прятались, но мы прошли в цех, где шлифуются бриллианты, как в обыкновенное кафе. У нас бы выстроили трехступенчатую пропускную систему с просветкой, как в аэропорту. Правда, в помещении, куда нас пригласили для того, чтобы предложить купить бриллиантовые украшения, нас закрыли на замки, а за руками экскурсантов кроме трех телекамер следили еще и три девушки в униформе, понимающие по-русски. Между прочим замечу, что кто-то из наших женщин что-то покупал, нам пришлось дожидаться их возле выхода за чашечкой кофе, которой фабрика угостила нас бесплатно. Мелочь, но приятно.

Наш гид и нянька на время путешествия Наталья Волкова обратила внимание своих подопечных на самую выдающуюся черту характера жителей Нидерландов - толерантность. Действительно, по части терпимости к человеческим слабостям, подчас самым странным, амстердамцы превзошли Европу всю. К примеру, вот это: с наступлением темноты толпы туристов со всех концов света устремляются в узкие улочки квартала «красных фонарей», чтобы поглазеть на проституток, открыто предлагающих свой «товар» прямо из витрин «приемных». Нас, бывших советских, эта достопримечательность особенно впечатлила, жаль пользоваться фото- и видеоаппаратурой не удалось. Это дело нам сразу отсоветовали - могут камеру разбить, да и лицо тоже. Я обратил внимание, полиции в форме на этих улочках нет совсем, но на каждом углу стоят, покуривая, молодые парни. Туристы заходят к девочкам, замечено точно. Есть желающие оставить и такую память о знаменитом городе. Но скорее всего это не русские.
Еще одна особенность местного менталитета – незашторенные окна как в квартирах, так и в офисах. Занавески есть, но их не закрывают, выставляют свою жизнь напоказ, нам, мол, скрывать нечего.

Ну и конечно - велосипеды. Их в городе великое множество, по большей части старых и ржавых. Они пристегнуты цепями и шлангами к столбам, перилам и оградам, но... все равно их воруют и перепродают. Последний факт почему-то с нескрываемым удовлетворением был воспринят нашими туристами.
А еще Амстердам знаменит тем, что здесь «косячок» выкурить не сложнее, чем выпить чашечку кофе. Причем, специальные курильни даже так и называются – «кофе-шоп». Но ни кофе, ни пирожных вы здесь не получите – вот гашиш и марихуана, наркотики растительного происхождения, это пожалуйста. Но если владелец такого шопа будет замечен в продаже героина или кокаина, закрытие заведения последует незамедлительно. На площади Дам, где мы ожидали своего автобуса (в центре города стоянка запрещена), ко мне дважды подходили негры и предлагали кокаин и, почему-то, виагру. Кстати, в Нидерландах узаконены однополые браки, это общеизвестно, но неверно представление о том, что там это явление воспринимается населением, как норма. Сам видел, как над ужимками парочки геев, в обнимку шествующих по улице, укатывались местные жители - для них это тоже экзотика, хотя и не такая яркая, как для нас.

Продолжение…

 

Hosted by uCoz