(Заметки туриста)
За
границей побывать мне в мои неполных пятьдесят лет уже доводилось однажды. В
конце 70-х по профсоюзной путевке я отдыхал в Болгарии. На инструктаже в
комитете КПСС (хотя я никогда не был коммунистом) ответственный товарищ среди
прочих наставлений - как себя вести за кордоном, - предостерегал от излишнего
проявления эмоций. Не удивляйся, мол, вслух при местных жителях и иностранцах
их достижениям, и не сравнивай, что у них там лучше, чем у нас. Легко
сказать... На деле оказалось - от сравнений удержаться невозможно, они приходят
непроизвольно и впечатления чаще всего оказывались сильнее партийных
инструкций. Вспоминая этот забавный эпизод, я все же намерен рассказывать о
своем втором путешествии по Европе, придерживаясь золотой средины - не
срываться на самобичевание, но и не пропустить того хорошего, что хотелось бы
видеть в моей стране.
Маршрут
Конструируя
автобусный тур Париж-Бенилюкс, московская туристическая фирма
«DSBW-tours-Континент», судя по всему, стремилась максимально совместить две
важнейшие для российского туриста составляющие - привлекательность посещаемых
городов и стоимость тура. На мой взгляд, эту задачу фирме удалось выполнить.
$400 за то, чтобы проехать пол-Европы, с ночевками в современных отелях – это
уже не те затраты, на которые не могут решиться обеспеченные россияне. Их,
правда, пока не так много, но со мной в группе ехали совсем не новые русские
богачи. Близко мы не знакомились, но в одном купе до Бреста со мной ехали трое
москвичей, супруги инженерные работники какой-то иностранной фирмы, и
пенсионерка. В автобусе сзади меня сидели тоже два брата студенческого возраста
из Казани. Сбоку сидел какой-то научный сотрудник с женой и взрослым сыном, лет
двадцати двух, тоже москвичи. Он все строил из себя знатока живописи и всю
дорогу пытался изображать фломастерами в школьной тетради для рисования
какие-то дорожные зарисовки. А основную часть нашей группы, мне показалось,
составляли мелкие предприниматели, то есть торговцы, коих сегодня в России
великое множество. Недорогие автобусные путешествия становятся все более
популярными. В народе их метко окрестили «галопом по европам», и в ходе повествования
станет понятно - почему.
Вечером 26 сентября 2000 года наша туристическая группа из
40 человек собралась на Белорусском вокзале за час до отправления скорого
поезда «Москва -Брест». Ночь в вагоне, предутренняя посадка в комфортабельный
немецкий автобус «Неоплан» на привокзальной площади Бреста и через час мы уже
на контрольно-пропускном пункте белорусско-польской границы. Правда, по дороге,
еще в темноте, успели залить баки дешевым горючим - дальше топливо будет
значительно дороже.
И вот граница. То, что случалось видеть по телевизору,
пришлось испытать самим. Пять часов утомительного ожидания в длинной колонне
желающих проехать «на ту сторону», произвели гнетущее впечатление. Возле
автобуса собралась кучка местных белорусов, предлагают напитки, включая горилку
и закуски. Все втридорога, знают бестии, что деньги у всех есть. Туалет с
дырками в бетонном полу стоит метрах в пятидесяти от дороги в кустах. На этой
тропке наблюдается постоянное движение. Кое кто предпочитает углубиться в
заросли. Заполнение деклараций, демонстрация своих физиономий сначала
белорусским, потом польским погранцам. К полудню пригрело солнышко - в салоне
становится жарко. Очень много в Польшу едут местных жителей по специальным
визам. Там они закупают сельхозпродукты в небольших количествах, оказывается в
Польше лук, морковь, подсолнечное масло значительно дешевле, чем в Беларуси.
Вот из-за этих челноков, в основном и образуется, по утрам длиннющая очередь на
КПП. Но все когда-нибудь кончается, даже плохое. Тем веселей было оказаться на
просторе. Пограничники (и белорусы и поляки) пропустили нас без рытья в сумках,
только физиономии сверили на предмет соответствия их паспортам. Впереди только
ровная, как, стрела польская дорога, которая приведет нас в Париж.
Польша
Первые впечатления от заграницы - пока только от
постсоциалистической Польши. Даже такой стремительный бросок через всю страну
(за двенадцать часов от Бреста до Хельмштедта) дает хоть и чисто визуальное, но
все же довольно внятное представление о ее ландшафте. Польша - крестьянская
страна. На всем протяжении до немецкой границы сплошь мелкие, аккуратно
нарезанные клочки земли, засеянные по желанию владельца самыми разнообразными
культурами, или засаженные садами. Меня особенно покорили яблоки.
Темно-красные, огромные и очень вкусные (покупал на остановках!), на
низкорослых, чуть выше человека, яблонях. На каждом участке стоит дом хозяина, очень напоминающий
коттеджи зажиточных россиян. У каждого фермера - мини-трактор,
автомобиль. Возле дома никаких грядок - только газоны и цветочные клумбы.
Варшаву проехали без остановок – внешне город мало чем отличается от
российских городов – та же архитектура, те же «хрущобы», и даже единственная
высотка – подарок Сталина польской столице – напоминает о Москве и недавнем
социалистическом братстве. А вот российские машины на дорогах Польши - уже
большая редкость, не говоря уже о более дальних частях Европы.
Путь через Польшу (около 900 километров) занял
гораздо больше времени, чем это было предусмотрено графиком. Дороги там хоть и
ровные, но сравнительно узкие, днем сильно не разгонишься. В
результате торчания в двух пробках к германской границе мы прибыли с большим
опозданием и упали на долгожданные кровати отеля в Хельмштедте только в
два часа ночи.
Дороги
Дороги - особая тема для автобусных туристов. Проехать по
скоростным европейским трассам две тысячи километров (Польша, где автобанов
нет, - не в счет) в комфортабельном автобусе - уже впечатляющее событие. Рискну
даже предположить, что без таких дорог автобусные туры из России вряд ли были
возможны. Обычная картина - которую я наблюдал через правое окно
автобуса при обгоне грузовой фуры - водитель на скорости около 100 км/час левой
рукой пошевеливает руль а в правой держит чашечку кофе. В Германии, там где дорога
проходит вблизи деревни, она изолирована высокими деревянными сплошными
заборами для звукоизоляции. Туристам это, естественно, не нравится, мешает
любоваться природой. И уже в некоторых особо живописных местах такие заборы
сделаны из стекла!
Полотно дороги часто пролегает по виадукам, соединяющим
соседствующие высоты. Едешь по ним – будто летишь, такие захватывающие виды
открываются внизу. Конец сентября - начало октября - там еще лето, желтизны на
деревьях почти нет, а зелень травы для нашего российского взгляда кажется
неестественной, как в мультфильме. Среди прочих достоинств европейских дорог
русских туристов поразила также забота о диких животных. Мостовые переходы
через дорогу, усаженные искусственными деревьями, призваны сохранить пути
естественной миграции зверей. И самое интересное, что звери по этим мостам
ходят!
На дорогах очень много грузовиков - этих вагонов на
резиновом ходу, а среди легковых машин преобладают малолитражки, джипы там -
большая редкость.
Несмотря на наличие в автобусе туалета я не замечал, чтобы кто-то им
пользовался. Все заправочные станции на европейских дорогах имеют полный сервис
для проезжающих - магазин, кафе со всеми удобствами, правда удобства как
правило, платные.
Амстердам
А вот и первый город, готовый познакомиться с нами поближе
- Амстердам. Мы в Нидерландах. На всю Северную Венецию, как называют иногда
столицу этой сказочной страны, у нас всего шесть часов. Маловато. Но и за это
время при желании можно увидеть многое. Экскурсия на сыроварню и фабрику
обработки алмазов, прогулка по городским каналам на катере, и еще останется
полтора часа, чтобы побродить по тесным кварталам, включая и знаменитые
«Красные фонари».
Но все по порядку. Сыроварня самая обыкновенная,
действующая. Представляет из себя обыкновенный частный дом, с дворовыми
постройками. Хозяева наловчились не только варить знаменитые на весь мир
голландские сыры, но и внедрились на этих сырах в туристический бизнес. Пока
хозяйка рассказывает про технологию сыроварения, старшая дочь уже торгует в
сувенирной лавке расположенной здесь же сырными головками самых разных
размеров, и другой мелочевкой на память, от футболок до кружек, а младшая, лет
15-ти, смотрит, чтобы гости чего-нибудь не стянули. Всем удобно и выгодно.
Пока мы находились внутри дома, на дворе моросил мелкий дождь, и все это время
возле двери нашего автобуса сидел, загородив проход, жирный голландский котище.
Он видимо привык получать от туристов угощения, но от экономных русских ничего
не дождался и проводил нас удивленным «мяу».
Фабрика обработки алмазов, (где делают бриллианты)
поразила прежде всего тем, что мы не увидели вооруженных до зубов охранников.
Может они где-то прятались, но мы прошли в цех, где шлифуются бриллианты, как в
обыкновенное кафе. У нас бы выстроили трехступенчатую пропускную систему с
просветкой, как в аэропорту. Правда, в помещении, куда нас пригласили для того,
чтобы предложить купить бриллиантовые украшения, нас закрыли на замки, а за
руками экскурсантов кроме трех телекамер следили еще и три девушки в униформе,
понимающие по-русски. Между прочим замечу, что кто-то из наших женщин что-то
покупал, нам пришлось дожидаться их возле выхода за чашечкой кофе, которой
фабрика угостила нас бесплатно. Мелочь, но приятно.
Наш
гид и нянька на время путешествия Наталья Волкова обратила внимание своих
подопечных на самую выдающуюся черту характера жителей Нидерландов -
толерантность. Действительно, по части терпимости к человеческим слабостям,
подчас самым странным, амстердамцы превзошли Европу всю. К примеру, вот это: с
наступлением темноты толпы туристов со всех концов света устремляются в узкие
улочки квартала «красных фонарей», чтобы поглазеть на проституток, открыто
предлагающих свой «товар» прямо из витрин «приемных». Нас, бывших советских,
эта достопримечательность особенно впечатлила, жаль пользоваться фото- и
видеоаппаратурой не удалось. Это дело нам сразу отсоветовали - могут камеру
разбить, да и лицо тоже. Я обратил внимание, полиции в форме на этих улочках
нет совсем, но на каждом углу стоят, покуривая, молодые парни. Туристы заходят
к девочкам, замечено точно. Есть желающие оставить и такую память о знаменитом
городе. Но скорее всего это не русские.
Еще одна особенность местного менталитета – незашторенные окна как в квартирах,
так и в офисах. Занавески есть, но их не закрывают, выставляют свою жизнь
напоказ, нам, мол, скрывать нечего.
Ну и конечно - велосипеды. Их в городе великое множество, по большей части
старых и ржавых. Они пристегнуты цепями и шлангами к столбам, перилам и
оградам, но... все равно их воруют и перепродают. Последний факт почему-то с
нескрываемым удовлетворением был воспринят нашими туристами.
А еще Амстердам знаменит тем, что здесь «косячок» выкурить не сложнее, чем
выпить чашечку кофе. Причем, специальные курильни даже так и называются –
«кофе-шоп». Но ни кофе, ни пирожных вы здесь не получите – вот гашиш и
марихуана, наркотики растительного происхождения, это пожалуйста. Но если
владелец такого шопа будет замечен в продаже героина или кокаина, закрытие
заведения последует незамедлительно. На площади Дам, где мы ожидали своего
автобуса (в центре города стоянка запрещена), ко мне дважды подходили негры и
предлагали кокаин и, почему-то, виагру. Кстати, в Нидерландах узаконены
однополые браки, это общеизвестно, но неверно представление о том, что там это
явление воспринимается населением, как норма. Сам видел, как над ужимками
парочки геев, в обнимку шествующих по улице, укатывались местные жители - для
них это тоже экзотика, хотя и не такая яркая, как для нас.